К 75-летию Победы в Великой Отечественной войне … В памяти поколений: как война меняла жизнь Свердловского юридического института. Начало.

К 75-летию Победы в Великой Отечественной войне … В памяти поколений: как война меняла жизнь Свердловского юридического института. Начало.

Начавшаяся в июне 1941 года Великая Отечественная война многое изменила в жизни Свердловского юридического института (так в годы войны именовался Уральский государственный юридический университет). Сегодня, в год 75-летия Великой Победы, мы как никогда должны вспомнить подвиг советского народа, которому пришлось учиться жить по законам военного времени, и передать эту память молодым поколениям. В связи с этим Музей истории СЮИ – УрГЮА – УрГЮУ, университетский архив совместно со студентами-исследователями кружка СНО по истории государства и права России, с элементами музейного и архивного дела, при кафедре истории государства и права УрГЮУ подготовили ряд публикаций для газеты «Юрист», посвященных истории СЮИ в военные годы. Многие студенты и преподаватели СЮИ уходили на фронт, в институте шла активная помощь фронту и тылу, при всем этом учебный процесс продолжался. Сейчас представляем первый сюжет об изменениях в жизни института в первые месяцы войны…

Великая Отечественная война… Эти слова священны для каждого человека. Чем дальше уходят в прошлое события этой войны, тем дороже для нас воспоминания, документы и свидетельства тех дней. Жители Советского Союза вели борьбу не только на фронтах, но и в глубоком тылу: работали на заводах, в колхозах, помогали раненым в госпиталях. Несмотря на угрозу извне, люди старались жить дальше: писали различные художественные произведения, писали картины для поднятия патриотизма, продолжали учить детей в школах, чтобы вырастить грамотное и воспитанное поколение, которое постарается не допускать таких жестоких ошибок, как война, а различные вузы выпускали высококвалифицированных специалистов. Как изменила война жизнь нашего Свердловского юридического института?

22 июня 1941 года… Именно в этот день фашистские войска вероломно вторглись на территорию Советского государства. Исследуя приказы по СЮИ, мы видим, что институт живет: решает организационные проблемы, отчисляет студентов за неуспеваемость, набирает новый поток студентов. Но уже 23 июня выходит приказ, в котором студента отчисляют из института в связи с призывом в ряды Красной Армии. Еще не раз мы увидим фамилии студентов, которые покинут институт и пополнят ряды Красной Армии для защиты своей Родины… Этим же летом издается приказ о создании при институте группы самозащиты, состоящей из нескольких звеньев: звено связи и внутреннего наблюдения, звено охраны революционного порядка, химическое звено и т.д.

Лето подходит к концу, и начинается новый учебный год, который будет отличаться от предыдущих. Война – это период беспощадного и тяжелого времени, когда погибает большое количество людей, это социальное потрясение для всего мира. Многие исследователи поднимают в данный период ряд важных вопросов: причины войны, зачем люди воюют, история войн, жизнь народа, правовое регулирование в условиях военного времени. Вообще, военная тематика становится приоритетной в эти годы, она нужна для поднятия патриотизма солдат и народа, мобилизации средств, воспитания молодежи. Не зря советскую пропаганду во время Второй мировой называли «третьим фронтом». Она подавляла врагов, воодушевляла бойцов Красной Армии и союзников. Помимо возвышения Красной Армии, советского человека и союзных войск пропаганда также должна была изобличать фашистскую идеологию, вскрывать внутренние противоречия Германии, демонстрировать бесчеловечность ее нападений.

Популярными средствами пропаганды стали знаменитые советские плакаты и листовки, стихи и песни, радиопередачи, огромный вклад внесли известные писатели К.М. Симонов, Н.А. Тихонов, А.Н. Толстой, А.А. Фадеев, К.А. Федин, М.А. Шолохов, И.Г. Эренбург и многие другие. Кинематограф не уступал другим видам искусства, были сняты такие картины, как «Разгром немецких войск под Москвой» Леонида Варламова и Ильи Копалина, «В 6 часов вечера после войны» Ивана Пырьева, «Жди меня» Александра Столпера и Бориса Иванова, «Два бойца» Леонида Лукова, «Иван Грозный» Сергея Эйзенштейна и множество других фильмов, вошедших в историю отечественного и зарубежного кинематографа.

Наш институт не оставался в стороне. В начале сентября преподавателей обязывают подготовить для судебно-прокурорских работников цикл докладов, связанных с военной тематикой, для поднятия патриотизма, расширения теории социалистического государства и права, решения проблем войны. В приказе № 121 (182) от 6 сентября 1941 года в Свердловском юридическом институте преподавателям устанавливают темы, посвященные войне и условиям военного времени: профессор П.Ф. Малкин – «Законодательство и практика по вопросам стерилизации и кастрации в фашистской Германии», старший преподаватель А.В. Биленко – «Война и международное право», преподаватель Б.Ф. Ливчак – «Первая Отечественная война 1812 года», доцент И.И. Сургуладзе – «Борьба русского народа против немецких захватчиков в XIII веке (Ледовое побоище)», старший преподаватель С.А. Ивлиев – «Фронт и тыл в условиях современной войны», профессор Б.Б. Черепахин – «О безвестном отсутствии», доцент А.М. Быстрова – «Судебная практика по делам о растратах и хищениях», доцент М.В. Зимилева – «Общая собственность на дома», старший преподаватель М.М. Любавский – «Методика расследования дел о растратах и хищениях в сберегательных кассах», доцент М.Л. Шифман – «Вопросы уголовного процесса в судебной практике», профессор П.В. Устинов – «Судебно-медицинская экспертиза в уголовных делах», профессор Р.П. Орлов – «Основные вопросы трудового права в условиях военного времени», профессор И.И. Евтихиев – «Общий надзор прокуратуры за работой местных административных органов Свердловской области в условиях военного времени», доцент Л.С. Галесник – «Административно-правовые вопросы в работе Советов депутатов трудящихся в условиях военного времени», доцент П.Г. Денисов – «Принципы применения уголовного закона в условиях военного времени», старший преподаватель С.М. Узбеков – «Основные проблемы подготовки использования новых кадров в условиях военного времени», доцент А.С. Фарфель – «Народный суд как орудие воспитания социалистической дисциплины в условиях Отечественной войны». Первому рассказывать свой доклад в зале Судебного заседания (ул. Малышева 2 Б, 5-й этаж) предстояло профессору М.А. Дыннику с темой «Разоблачение лженаучной фашистской философии».

Учебный план меняется, зачеты и экзамены сдаются раньше, новые студенты поступают, преподаватели уезжают во временные командировки, студенты наравне с учебой выполняют различные работы на производстве и в сельском хозяйстве, а кто-то отбывает в ряды Красной Армии. Именно так началась жизнь нашего института в период Великой Отечественной войны …

Анна Калинина (архив, музей),
Виктория Теревкова (группа ИЮ 111 С)
Оригинал статьи: газета «Юрист», 2020, № 1-2



Все новости

Фото и видео материалы


Еще новости